Приключения кэрролла в 1980-е, часть 5: shelby csx, csx-t и csx-vnt (1987-89)

      Комментарии к записи Приключения кэрролла в 1980-е, часть 5: shelby csx, csx-t и csx-vnt (1987-89) отключены

Приключения кэрролла в 1980-е, часть 5: shelby csx, csx-t и csx-vnt (1987-89)

По окончании некоего перерыва я публикую статью о неизвестном у нас периоде работы Шелби с Chrysler. Сейчас обязуюсь наверстать задержку. Сейчас — пятая часть. Просматривайте кроме этого первую, вторую, третью и четвертую части.

1987 модельный год начался не через чур радужно для Shelby Automobiles. По замыслу, Шелби собирался представить совсем новую модель CSX. Это наименование обозначает Carroll Shelby eXperimental – такой же индекс носили все Cobra 1962-65 годов и возможно высказать предположение, что восстановление имени хватало важным ответом для Кэрролла. Но, из-за задержек со стороны Chrysler, год было нужно начать с выпуска GLHS на базе уходящего Dodge Charger, в противном случае дилерам марки не было, что предлагать своим клиентам.

1987 Shelby CSX

Наконец, неприятности Chrysler с количествами выпуска Dodge Shadow, что пришел на замену Omni и Aries, решились и корпорация смогла в том же 1987 году удовлетворить заказ Шелби на 750 экземпляров Dodge Shadow ES Turbo. Рецепт, по которому эти машины преобразовывались в Калифорнии в Shelby CSX, был уже два раза проверен, но все же пара модернизирован.

Вносимые трансформации в двигатель не изменились: базисную мощность 146-сильного 2.2-литрового мотора Turbo I повышали до 175 л.с. заменой турбины, впускного коллектора, дроссельной заслонки и установкой интеркулера, и увеличением давления наддува. Подход к тюнингу ходовой части CSX стал менее радикальным: регулируемые компоненты от Koni уступили место газовым амортизаторам Monroe Formula GP и также маленьким (итоговый клиренс был на 2 см ниже штатного), но не столь твёрдым, как прежде, пружинам. Но трубчатый задний стабилизатор поперечной устойчивости заменили цельным большего диаметра. В первый раз для Shelby Automobiles модификации подверглись тормоза – базисные поменяли на набор дисковых от Dodge Daytona Shelby Z, не смотря на то, что раньше серийные тормоза Omni GLH и Shelby Charger казались инженерам компании достаточными для GLHS. И, конечно же, колесные диски Shelby Centurion II с резиной Goodyear Eagle VR Gatorback 205/50VR15 нашли собственный использование и на CSX.

Серийный интерьер Dodge Shadow серого цвета дополнили спортивным рулем с эмблемой Shelby на кнопке клаксона и подписью Шелби на спице, накладками на пороги с надписью «Shelby Automobiles», наконец-то показавшимся традиционной уровня табличкой и датчиком наддува с порядковым номером и названием модели экземпляра. Так же, как и прежде, никаких опций не предполагалось.

Внешняя изменение не ограничилась наклейками, как раньше. Их по большому счету было относительно мало, а серебристый цвет сменился голубым: большой круглый логотип компании на багажнике, надписи Shelby CSX в том месте и на обеих дверях, наклейки «Intercooled» на капоте, «CSX» на новой решетке радиатора и привычный баннер сверху лобового стекла. Но Shelby Automobiles создали аэродинамический обвес, складывающийся из достаточно радикально выглядящих бамперов и боковых порогов. Единственным базисным цветом так же, как и прежде оставался тёмный, но нижняя часть кузова всех Shelby CSX была окрашена в серебристый цвет.

Как и следовало ожидать, более тяжелый Shelby CSX был медленнее собственных предшественников: 7.0 секунд до 100 км/ч,15.4 секунд на квотере и предел скорости 211 км/ч. Было произведено 750 экземпляров (плюс 3 прототипа) данной модели, из которых 165 штук реализовали компании Thrifty для применения в автопрокате. Розничная цена составляла $13495.

1988 Shelby CSX-T

Не забывайте уникальные Shelby GT-350H, выстроенные во второй половине 60-ых годов двадцатого века для программы автопроката Hertz Rent-A-Racer и известные не только собственными динамическими показателями, но и тем, что многие автомобили лишились родных моторов, в то время, когда нечистые на руку арендаторы переставляли двигатели Shelby в личные Mustang? До для того чтобы фанатизма в 80-е годы не дошло, но Кэрролл Шелби повторил идею предложить большой сети проката автомобиль со спортивным характером, в то время, когда представил во второй половине 80-ых годов двадцатого века модель CSX-T. Буква T в индексе означала Thrifty – известную автопрокатную компанию, для которой и произвели эти автомобили. В те годы она деятельно сотрудничала как раз с корпорацией Chrysler и показала интерес к уникальным Shelby CSX, так что Шелби было не сложно подписать с ними договор. Цена аренды Shelby CSX-T составляла $34.95 в сутки и, как и большая часть вторых прокатных автомобилей, по завершению ожидаемого срока работы их распродали частным лицам.

В основном, спецификации CSX-T совпадали по духу с прошлогодней Shelby CSX, но имелись и значительные различия очень печального характера. Менеджер Shelby National Performance Parts Тим Петтиджон так отзывался о машине для Thrifty: «Мы обвес, комбинацию шин и дисков к автомобилю и еще амортизаторы Monroe Formula GP». Он мало преуменьшает количество доработок от Shelby, но разумеется озвучивает внутрикорпоративное отношение к машине, в которой не модифицировался мотор. Да, как раз так — к печали любителей погонять на арендуемой машине, CSX-T оснащались серийным 146-сильным 2.2-литровым Turbo I без интеркулера, в конструкцию которого Shelby Automobiles не вмешивались. Это было сделано сознательно, на базе пожеланий клиента – Thrifty эксплуатировали флот из 165 уникальных Shelby CSX и нашли их возможно менее надежными для эксплуатации в условиях проката, исходя из этого размещая личный заказ, попросили Шелби не повышать мощность мотора сверх базисной.

Все выпущенные CSX-T, как в большинстве случаев, имели полностью аналогичный внешний вид, набор и интерьер стандартного оборудования без каких-либо опций. Главный цвет кузова был белым, нижняя часть, как и у авто 1987 года, окрашивалась в серебристый. Вместо дисков Shelby Centurion 15×6”, поставили новые пятиспицевые Shelby LeMans 15×6.5”. Наклейки сохранились, лишь были переделаны под новое наименование модели. Интерьер темно-серого цвета без трансформаций перекочевал от CSX, но фирменный руль стал трехспицевым, а табличка на торпедо вместо подписи Кэрролла Шелби взяла значок Thrifty.

Было произведено ровно 1000 штук Shelby CSX-T. По слухам, существовали два эксклюзивных экземпляра: один с двигателем мощностью 175 л.с. для главы фирмы Thrifty, а второй с люком в крыше – для его дочери. Но на сегодня место размещения этих двух автомобилей (а также достоверность их настоящего существования) не установлены.

1989 Shelby CSX-VNT

Последний переднеприводный автомобиль от компании Shelby отметился в истории индустрии двумя инновациями, в первый раз внедренными в серийной дорожной модели: турбиной с изменяемой геометрией и пластиковыми колесными дисками.

К 1989 модельному году Dodge заметно переделали штатный 2.2-литровый мотор Turbo II, но вариант Shelby, названный Turbo VI, основывался на прошлогодней конструкции с таким же впускным коллектором, как у CSX-T, и интеркулером от CSX. Принципиальным отличием была турбина производства Garrett, названная Variable Nozzle Turbocharger (из этого и сокращение VNT в имени модели). На ее горячей части размещались мелкие лопасти с изменяемым шагом. На малых оборотах, они закрывались и тем самым уменьшали размер турбины, разрешая ей стремительнее раскрутиться. С ростом оборотов, лопасти раскрывались – увеличивая отдачу. Изменяемая геометрия помогала быстро снизить турболаг, не теряя мощности: раскручивалась турбина, как маленькая, а воздушное пространство качала, как полноценная. К тому же, этими лопастями регулировалось давление наддува, исходя из этого из совокупности исключили обычный клапан-вейстгейт. Очевидно, управление изменяемой геометрией возложили на ЭБУ двигателя. Выбора трансмиссии не было – лишь пятиступенчатая «механика» Getrag A555.

При штатном давлении наддува 0,82 бар, итоговая мощность CSX-VNT не изменилась – 175 л.с. при 5300 об/мин, но «полка» крутящего момента 277 Нм (против 237 Нм у Shelby CSX) начиналась с 2100 об/мин и мелкий четырехцилиндровый турбомотор по собственному поведению начал напоминать атмосферные V8. Формально, динамические характеристики также остались практически прошлыми: ровно 7 секунд до “много”, большая скорость 212 км/ч и заявленные 15.3 секунды в заезде на четверть мили. Дабы распознать отличие и наглядно продемонстрировать практическую пользу от стремительного раскручивания турбины, изданию Car and Driver было нужно совершить более изысканные тесты разгона 50-80 км/ч и 80-110 км/ч. Оказалось, что CSX-VNT и в том и другом случае приблизительно на 3 секунды стремительнее формально столь же замечательного CSX 1987 года: 11.7 секунд против 15.0 в первом тесте и 12.0 против 8.5 секунд во втором.

Модификации подвески были стандартными: газовые амортизаторы Monroe Formula GP, заниженные довольно серийных Dodge Shadow пружины, дисковые тормоза спереди и позади, стабилизаторы поперечной устойчивости диаметром 31 мм спереди и 29 мм позади, и личные параметры развала-схождения, настроенные более враждебно, чем заводские Dodge. А вот колесные диски у CSX-VNT были совсем неповторимыми. "дочка" Shelby Motor Wheel изготовила первые в мире серийные стеклопластиковые диски Fiberide размерности 15х6.5”. Они были легче и крепче алюминиевых, причем снаружи очень не отличались от большинства 5-спицевых литых дисков, не считая редко применяемого золотого цвета. Штатно CSX-VNT «обувались» в шины Goodyear Eagle GT+4 195/60HR15, но в качестве опции предлагались Goodyear Gatorback 225/50VR15.

В салоне обычный интерьер Dodge Shadow дополнялся нескромными элементами от Шелби – особой тканевой обивкой дверных панелей и кресел; трехспицевым рулевым колесом Shelby Signature; расширенной педалью газа для большего удобства одновременного нажатия на тормоз и газ; фирменными ковриками; приборной панелью со спидометром, размеченным до 120 миль/ч и датчиком давления наддува с надписью Shelby Turbo и, конечно же, табличкой на торпедо с номером экземпляра и факсимиле подписи Кэрролла. Некое оборудование, которое было опциональным для простых Shadow, на CSX-VNT шло в базисной комплектации: кондиционер, аудиосистема с 4 динамиками, центральная консоль, дополнительная подсветка, электропривод зеркал, обогрев заднего стекла и раздельно складывающаяся спинка заднего дивана. Примечательно, что кассетный магнитофон считался стандартным оборудованием без вариантов его замены, но практически около половины CSX-VNT были произведены с простым AM/FM-радио – возможно, причуды работы корпорации. Единственная опция, которую предлагали Shelby, кроме широких шин – это кресла Recaro с обивкой от Shelby и массивной боковой помощью.

Снаружи последние CSX было сложно с чем-то спутать либо принять за простой Shadow. За это стоит благодарить компанию Kaminari Aerodynamics, создавшую броский обвес в виде накладок на бампера, пороги и провокационного заднего спойлера. Попытался и Шелби, выбравший для этих автомобилей сочетание красного цвета Exotic Red с набором и золотыми дисками золотых же наклеек по всему кузову, включая лобовое стекло.

Всего было выпущено ровно 500 штук Shelby CSX-VNT. Два автомобиля стали прототипами для модели 1990 года, остальные 498 экземпляров поступили в продажу по розничной цене $15663. Практически добрая половина (231 вещь) имели кресла Recaro и стандартные шины, еще 2 клиента предпочли поставить резину 225/15VR15 в автомобили с простым салоном, и лишь 15 штук были оснащены обеими опциями. Но по причине того, что тестовый пример, предоставлявшийся автомобильным журналистам, имел и салон Recaro, и шины 225/50VR15, в “гаражных преданиях” довольно часто приписывают обе опции всем CSX-VNT.

Новаторская конструкция турбины Garrett была капризной. Автомобили обязательно потребовали синтетического моторного масла и «премиум»-бензина для противодействия перегреву турбины, что во второй половине 80-ых годов XX века было еще не через чур понятным и привычным. Shelby кроме того особые таблички под капотом установили, строго советовавшие применять масло Mobil 1. Более того, отложения выброса неспешно накапливались на лопастях, забивая их, что также оказывало влияние на надежность конструкции. Однако, в двадцатьпервом веке турбины с изменяемой геометрией начали деятельно применять в спорткарах и Chrysler, наверное, хорошо получили на патентных отчислениях.

1990 Shelby CSX

Вообще-то, серийно эти автомобили не выпускались. Но информация о двух прототипах, собранных Shelby Automobiles на базе CSX-VNT, дает представление о замыслах Кэрролла на 1990 год – если бы он не прекратил прямое сотрудничество с Dodge годом ранее, ограничившись лишь ролью консультанта в разработке Viper.

Применяя тот же 2.2-литровый блок Turbo IV, у Шелби установили на прототипы 16-клапанные ГБЦ разработки Lotus. DOHC-конфигурация VNT, названная Turbo III, разрешила расширить мощность со 175 л.с. сходу до 225 л.с. и это, непременно, сделало бы новый CSX только стремительным автомобилем. Новый мотор "настойчиво попросил" усиленную механическую КПП Getrag A-568 с дифференциалом повышенного трения. Автомобили должны были быть светло синий цвета с серебристыми дисками Fiberide, серым кожаным салоном Recaro и рекомендованной ценой более чем $22000. Этим замыслам не суждено было сбыться, но сами Dodge “взяли на карандаш” заключительную работу Шелби по тюнингу 2,2-литрового турбодвигателя. Тот же агрегат мощностью 225 л.с., лишь без капризной турбины с изменяемой геометрией, использовался корпорацией в 1991-92 годах в Dodge Spirit R/T и Dodge Daytona IROC R/T – редких и феноменально стремительных представителях платформы K-car.

Просматривайте полную историю сотрудничества Кэрролла Шелби и Chrysler:

Часть 1: Dodge Shelby Charger (1983-87)

Часть 2: Dodge Omni GLH (1984-86)

Часть 3: Shelby GLHS (1986)

Часть 4: Shelby Charger GLHS (1987)

Часть 5: ниссан микра ниссан микро, CSX-T и CSX-VNT (1987-89)

Часть 6: Shelby Lancer (1987)

Часть 7: Shelby Dakota (1989)

Часть 8: Кэрролл Шелби и Dodge Viper

Часть 9: Лицензированные продукты: Shelby Van (1989) и Shelby Durango SP360 (1999)

Часть 10: В то время, когда Shelby не от Шелби — Dodge Lancer Shelby и Dodge Daytona Shelby (1986-91)

Просматривайте кроме этого:

Имя напрокат: Dodge De Tomaso (1980-81) — о неизвестном предшественнике Dodge Shelby Charger

Запись в рандоме:

GTA 5 — 1967 Shelby Mustang GT500 Epic Police Chase (Cinematic) Part 1


Еще немного статей: