Приключения кэрролла в 1980-е, часть 8: шелби и dodge viper

      Комментарии к записи Приключения кэрролла в 1980-е, часть 8: шелби и dodge viper отключены

Приключения кэрролла в 1980-е, часть 8: шелби и dodge viper

Публикую статью о неизвестном у нас периоде работы Шелби с Chrysler. Сейчас — восьмая часть и, подозреваю, единственная по-настоящему занимательная — про участие Кэрролла в работах над Dodge Viper… Просматривайте кроме этого первую, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую и седьмую части.

В истории американской автопромышленности очень мало личностей, каковые внесли свою лепту в успехи сходу нескольких корпораций. И уж тем более, еще меньше случаев, дабы такие личности трудились совместно над одним проектом. Но Dodge Viper обязан своим возникновением сходу трем титанам индустрии — Ли Якокке, Бобу Лутцу и Кэрроллу Шелби. Кроме бесценного участия в разработке RT/10 и GTS, Шелби лично вывел пейс-кар Viper на старт гонки Indianapolis 500, а после этого одобрил создание эксклюзивной версии RT/10CS.

Разработка Dodge Viper RT/10

Первоначально, задумка суперкара Dodge появилась у Роберта «Боба» Лутца – американца, успевшего к моменту прихода в Chrysler во второй половине 80-ых годов двадцатого века побывать на руководящих должностях в Опель, BMW и европейском Ford. Лутц видел на вершине ассортимента корпорации настоящий спортивный автомобиль, механически чистый и несложный: открытый двухместный кузов, громадная мощность современного мотора и хороший задний привод, не обремененные никакой новомодными удобствами и лишней электроникой. Наряду с этим автомобиль должен был выпускаться серийно, пройти все федеральные сертификации и стоить около $60000 (в то время, в то время, когда Lamborghini Diablo стоил $250000). Таковой продукт помог бы поменять образ всей корпорации Chrysler и, кроме того не принеся прибыли, тем самым улучшил бы продажи всех остальных машин – достаточно однообразных и безыдейных переднеприводных K-car’ов. По сути, Боба Лутца воодушевляли три автомобили. Во-первых, Chevrolet Corvette, как единственный в то время пример серийного спорткара от большого американского производителя. Во-вторых, работы Бриггса Каннингэма с двигателями Chrysler в 1950-е годы, в частности Cunningham C-3. В-третьих, Shelby Cobra – автомобиль, так соответствовавший видению Лутца, что Viper и в ходе разработки, и все эти долгие годы довольно часто именуют «современной Cobra».

Одвременно с этим Кэрролл Шелби трудился над собственным спорткаром, что имел возможность бы заинтересовать Chrysler. Прошлая попытка Кэрролла поразить Ли Якокку среднемоторным Shelby AC 3000ME с турбированным 2,2-литровым двигателем провалилась еще в начале 1980-х, но техасец не терял надежды и пересмотрел подход в пользу более агрегатов и традиционной компоновки. Был кроме того собран прототип на базе Dodge Dakota c твин-турбо V8. Приход искреннего автомобильного фанатика Лутца все поменял. В этом случае не Кэрролл уговаривал корпорацию принять его идеи. Как обрисовывал это сам Шелби: «я сидел с Лутцем и мы обсуждали, как мы должны выстроить спорткар». Два энтузиаста нашли друг друга к неспециализированной пользе, не смотря на то, что Шелби проиграл в споре о двигателе – он предлагал хороший V8, а Лутц практически сначала собирался установить V10. В ретроспективе ясно, что ответ было верным, потому, что неортодоксальный агрегат стал визиткой и основной притягательной силой Viper.

Автомобиль необходимо продумать, нарисовать, спроектировать, изготовить и реализовать. Дабы выстроить будущий суперкар, в конце 1987 года Боб Лутц организовал команду, ставшую известной как «Fourfathers», другими словами «Четыре отца», в которую вошел он сам, шеф-дизайнер Chrysler Том Гейл, инженер Франсуа Кастэн (ранее участвовавший в программе Renault в Формуле-1) и Кэрролл Шелби, которому отводилась роль идейного вдохновителя. Так как кто бы имел возможность лучше вдохнуть дух Cobra в бескомпромиссный родстер от Chrysler, как не сам создатель Cobra, уже сотрудничающий с корпорацией пара лет?

По ироничному точке зрения самого Кэрролла, озвученному в интервью с Мэттью Стоуном в июле 1995 года, главным его вкладом в Viper было создание уникальной Cobra, ставшей для команды образцом и источником вдохновения для переосмысления в новом проекте. И вдобавок Шелби, будучи втором и доверенным лицом президента Chrysler Ли Якокки, виделся с ним каждые 14 дней и убеждал его, что с разработкой Viper все идет по замыслу и что по большому счету стоит делать эту машину для того, дабы поменять имидж Chrysler. И тогда Якокка лично подписывал очередной чек на финансирование этого авантюрного проекта в то время, в то время, когда экономика волновалась корпорация и период рецессии не имела возможности позволить себе разбрасываться деньгами.

Первые полтора года Кэрролл посещал все встречи «четырех отцов», но во второй половине 80-ых годов XX века его здоровье начало быстро ухудшаться. В ожидании подходящего донора для трансплантации сердца, Шелби был должен жить на расстоянии одной поездки от поликлиники. И его участие сократилось до регулярных напоминаний сотрудникам: «Снижайте вес автомобили, снижайте вес». Шелби растолковывал эту мантру тем, что когда замысел по созданию спорткара начинает преобразовываться в серийный продукт громадного производителя со всей спецификой наподобие необходимого оборудования и заимствованных для экономии подробностей от вторых автомобилей, то легко утратить контроль над весом и в итоге взять значительно более тяжелый автомобиль. В то время, когда Кэрролла задали вопрос, что бы он поменял в Viper, он ответил, что убрал бы 200 кг веса, но не воображает, как это возможно было бы сделать.

По окончании того, как концепция автомобили утряслась, команде дизайнеров Тома Гейла предстояло нарисовать кузов, что бы продолжал традиции Cobra, не создавая чувство прямого заимствования. Непременно, им это удалось: долгий капот, маленький салон прямо перед маленьким задним свесом, полное отсутствие крыши а также боковых стекол, выхлопные трубы сбоку… Все эти элементы за 25 лет до этого уже находились на Shelby Cobra, но наряду с этим создавали и личный стиль Viper. Кстати, кроме того само это наименование, другими словами «гадюка», пришло в голову Бобу Лутцу, в то время, когда он выбирал в уме ассоциации со словом «кобра».

Концепт-кар Dodge Viper в первый раз представили публике в январе 1989 года на автосалоне NAIAS в Детройте и непрекращающийся шквал восторженных отзывов подтвердил, что «четыре отца» сделали все верно. Так что в мае 1990 года Ли Якокка одобрил серийное производство и началась подготовка Viper к выпуску в качестве модели 1992 года. Масштаб инженерных работ понятен уже по тому факту, что ни один элемент кузова либо салона концепт-кара не остался без переделок. Но наряду с этим Франсуа Кастэну и его подчиненным удалось всецело сохранить дух концепта, а стиль сделать кроме того более рафинированным.

Пейс-кар Indy 500

Весной 1991 года команде Viper предстояло пережить еще одно опробование, в дополнение к их ежедневной работе по превращению концепт-кара в серийный продукт за полтора года. Дело в том, что Dodge третий раз в истории (по окончании 1954 и 1971 годов) взял право подготовить пейс-кар для гонки Indianapolis 500. Маркетологи собирались использовать эту возможность для привлечения внимания публики к новой модели Dodge Stealth RT/TT – полноприводному купе с твин-турбо V6, продажи которого именно начинались. И все бы прекрасно, но выпускался Stealth в Японии, на заводе Mitsubishi (партнера Chrysler во многих проектах того периода), да и по большому счету был только чуть-чуть модифицированным снаружи Mitsubishi 3000GT. А выводить пелетон на старт «величайшего гоночного спектакля» обязан американский автомобиль – на это организаторам гонки справедливо указал профсоюз автопромышленности (UAW) по окончании того, как взяли комплект материалов для прессы, посвященный пейс-кару Dodge Stealth. Назревал скандал, что Dodge и Indianapolis Motor Speedway удалось оперативно погасить сообщением о замене импортного Stealth на Dodge Viper RT/10.

Маркетологи собственную проблему решили, но в итоге команде проекта было нужно в поразительно спешном порядке за три месяца подготовить один экземпляр предсерийного Viper на 6 месяцев раньше. Причем не просто собрать, а убедиться, что автомобиль будет способен выдержать нагрузки на настоящей гоночной автостраде и не сломаться на глазах у 20 миллионов телезрителей!

26 мая 1991 года красный родстер Dodge Viper, проехавший к тому моменту более 3000 км на тестах, выехал на старт «ветхой кирпичницы». А за его рулем сидел ни кто другой, как Кэрролл Шелби, уже снова наслаждавшийся судьбой по окончании пересадки сердца. Любопытно, что Шелби ни разу не принимал участие в Indy 500, как гонщик, но это был его второй выезд в качестве водителя пейс-кара – во второй половине 80-ых годов XX века он уже делал это на кабриолете Chrysler LeBaron.

Для гонки было подготовлено целых два экземпляра Viper: один главный пейс-кар и один запасной для вероятных непредвиденных обстановок (к примеру, как в первой половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда пейс-кар Dodge Challenger врезался в трибуну фотографов по окончании старта по причине того, что кто-то по незнанию переместил конус, отмечавший для водителя момент начала торможения). От по-настоящему серийных автомобилей их снаружи отличает отсутствие значка с мордой гадюки на переднем бампере, ну и, само собой разумеется, необходимая светотехника. В остальном же, для исполнения требований к пейс-кару Indy 500 никаких переделок не потребовалось,400-сильный 8-литровый двигатель легко справился с задачей. А желтые Dodge Stealth переквалифицировали в легко «официальный автомобиль Indianapolis 500» и применяли в сутки гонки наровне с парадными кабриолетами Dodge Shadow. Победитель гонки Рик Мирз, по понятным обстоятельствам, также взял в качестве приза от Chrysler как раз Stealth RT/TT, а не Viper.

Купе Dodge Viper GTS

Продажи родстеров Viper лишь начались, а в команде разработчиков уже кипела работа над второй моделью. И снова воодушевление черпалось из прошлых творений Кэрролла Шелби, причем в этом случае заимствования были еще храбрее. У уникальной Shelby Cobra была редчайшая закрытая разновидность – Daytona Coupe, выстроенная к сезону 1964 года в 6 экземплярах для противостояния Ferrari в Ле-Мане и на вторых автострадах, где аэродинамика открытого кузова ограничивала большую скорость. Ее необыкновенный кузов с покатой линией крыши и быстро обрубленной кормой был создан 24-летним Питером Броком на базе теории врача Вунибальда Камма. Как продемонстрировала практика двух весьма успешных гоночных сезонов, Брок сотворил очень способные формы, окончательно вписав себя в историю и автогонок, и автодизайна. Daytona Coupe победили для Shelby чемпионат 1965 года, принесли суммарно 9 побед в классе GT из 15 стартов в 1964 и 1965 годах, и 4-е место в безотносительном зачете «24 часов Ле-Мана» 1964 года.

Купе Viper GTS на базе Viper RT/10 всецело повторяло концепцию Daytona Coupe довольно Shelby Cobra. Так, что летом 1992 года, задолго до официального анонса, Том Гейл встретился с Питером Броком на конкурсе в Пеббл-Бич, дабы продемонстрировать ему эскизы Dodge Viper GTS и определить, не против ли Брок для того чтобы дизайна (а также, хорошей для Daytona Coupe раскраски – светло синий кузова с белыми «полосами Каннингэма»). Очевидно, Питер Брок был не против а также, как он позднее комментировал, ему весьма польстило то, что Гейл по-джентльменски попросил разрешения на применение стиля Daytona Coupe.

Широкая аудитория в первый раз заметила Dodge Viper GTS на автосалоне в Лос-Анджелесе в первой половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда Кэрролл Шелби и Франсуа Кастэн представили эту машину в качестве концепт-кара. И снова шквал восторженных отзывов подтвердил правильность работы команды, так что Бобу Лутцу, к тому моменту ставшему президентом и СЕО всей корпорации Chrysler, ничего не оставалось, не считая как к собственному наслаждению одобрить начало выпуска закрытого Viper в 1996 модельному году. Он же лично вывел на старт Indianapolis 500 светло синий-белый пейс-кар Dodge Viper GTS в мае 1996 года – маленькая приз самому себе за настойчивость в превращении Viper из провидческого плана в серийный автомобиль.

Кроме линии крыши, купе отличается от родстера мало переработанным дизайном капота, выведенным под задний бампер выбросом вместо боковых труб и хромированными пятиспицевыми колесными дисками. Кроме этого поменялся дизайн салона. Пожалуй, более принципиально важно то, что двигатель взял прибавку в мощности до 450 л.с. И вдобавок закрытый кузов разрешил Dodge начать программу подготовки гоночных Viper GTS-R для чемпионата FIA GT, каковые в первый раз вышли на старт «24 часов Дайтоны» в феврале 1996 года. Но Кэрролл Шелби к тому времени уже не имел отношения ни к Dodge Viper, ни к Chrysler по большому счету, а занимался собственным проектом Shelby Series 1 совместно с Oldsmobile.

Dodge Viper RT/10CS и Viper GTS Shelby S/C

Мысль Viper, как “современной Cobra» лежала на поверхности с момента, в то время, когда Лутц лишь собрал «четырех отцов», но лишь в 1995 году кто-то додумался и смог воплотить в судьбу совсем «шелбинизированный» Viper. Этим кем-то был обладатель компании Fitzgerald Motorsports Дэн Фицджеральд, один из лучших дилеров Shelby в 1960-х годах и товарищ самого Кэрролла. Он взял у Шэлби разрешение на применение его имени в автомобилях, каковые модифицировал самостоятельно, исходя из этого с позиций корпорации Chrysler никаких Shelby Viper не существует, а работа Фицджеральда отличалась от любого другого тюнинг-ателье лишь официальной лицензией от Шелби.

Названные Viper RT/10CS (сокращение от Carroll Shelby), эти автомобили были призваны самым заметным образом выделить не столь явную широкой публике сообщение Шелби и Viper. Передний бампер переделывался так, дабы решетка больше напоминала открытую “пасть” Cobra. В Fitzgerald Motorsports додавали съемный хардтоп и спойлер на багажник, поменяли колеса на 18-дюймовые разборные пятиспицевые итальянского производства, всецело перешивали салон в тёмную кожу, ставили 4-точечные ремни безопасности… Забавно, что обязательно изменялась сигнализация на модель, которая так и именовалась – Viper.

Само собой разумеется, как положено тюнинг-ателье, чуток трудились и с агрегатами: поменяли выхлоп и впуск, свечные провода, поперечный стабилизатор, амортизаторы, и ставили основную несколько 3,73:1 вместо штатной 3,00:1 и перепрошивали блок управления двигателем. Суммарно это разрешило поднять мощность с 400 до 435 л.с.

После этого без всякого эмоции меры в Viper додавали эмблемы CS и подписи Шелби везде, где лишь имели возможность: на руле, ковриках, креслах, лобовом стекле, колесных дисках, дуге безопасности, около каждой эмблемы Viper… Под капотом устанавливалась дополнительная табличка, а на крышке перчаточного коробки расписывался лично Кэрролл Шелби.

Его автографы в полной мере материально додавали сокровище любому объекту, так что этим делом он занимался всю жизнь. С машиной в наборе шел фотоальбом процесса и сертификат аутентичности изменения RT/10 в RT/10CS – также подписанные Кэрроллом и Дэном Фицджеральдом.

Изначально планировалось сократить тираж RT/10CS на уровне 50 экземпляров и окрасить все в самая каноничную для Shelby комбинацию цветов – белый Wimbledon White с светло синий полосами Guardsman Blue. На практике же в течение 1995-96 годов из ворот Fitzgerald Motorsports выехало лишь 18 машин: 16 белых с светло синий полосами,1 светло синий с белыми полосами и 1 тёмный с золотой эмблемой на капоте. А во второй половине 90-ых годов двадцатого века показалось единственное купе Viper GTS Shelby S/C красного цвета с модификациями и золотыми полосами, подобными родстеру.

Просматривайте полную историю сотрудничества Кэрролла Шелби и Chrysler:

Часть 1: Dodge Shelby Charger (1983-87)

Часть 2: Dodge Omni GLH (1984-86)

Часть 3: Shelby GLHS (1986)

Часть 4: Shelby Charger GLHS (1987)

Часть 5: Shelby CSX, CSX-T и CSX-VNT (1987-89)

Часть 6: Shelby Lancer (1987)

Часть 7: Shelby Dakota (1989)

Часть 8: Кэрролл Шелби и Dodge Viper

Часть 9: Лицензированные продукты: Shelby Van (1989) и Shelby Durango SP360 (1999)

Часть 10: В то время, когда Shelby не от Шелби — Dodge Lancer Shelby и Dodge Daytona Shelby (1986-91)

Просматривайте кроме этого:

Имя напрокат: Dodge De Tomaso (1980-81) — о неизвестном предшественнике Dodge Shelby Charger

Dodge Viper vs Shelby gt500-1/4 mile drag race